Сайт Днепропетровского обкома Социалистической партии Украины |
Навигация по сайту: Главная страницаРегиональные адреса Программа партии Устав Александр Мороз - лидер партии Наша фракция
в "Товарищ" - газета Социалистической партии Украины Социалистический конгресс молодежи Полит- пресса: Сільські
вісті Архив новостей:
|
Новости Днепропетровского обкома
СПУ Продолжительное время Социалистическая партия и я лично привлекаем внимание высших руководителей государства к ситуации с ценами и тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Поскольку назревшие в этой сфере проблемы государственными структурами не решались или решались исключительно в интересах нескольких кланово-олигархических группировок, в этой отрасли создалась катастрофическая ситуация, представляющая угрозу национальной безопасности, жизни и благополучию миллионов людей. Во-первых. Главной проблемой является то, что цены и тарифы в жилищно-коммунальной сфере не отвечают уровню доходов почти 70% населения Украины, и поэтому население неспособно оплачивать счета за тепло, газ, электроэнергию, воду, квартирную плату. Те же граждане, которые оплачивают эти услуги, как правило, отдают последние деньги, ограничивая себя в продуктах питания, одежде, сокращая расходы на лечение, образование, отдых, культурное развитие. Во-вторых. Из-за несправедливого и непрозрачного теневого перераспределения доходов между субъектами, формирующими цены и тарифы в этой сфере, созданы предпосылки развала системы жилищно-коммунального хозяйства, что в условиях Украины и приближения зимы может привести к непредсказуемым последствиям. Система цен и тарифов в жилищно-коммунальной сфере функционирует таким образом, что за счет обездоленных слоев населения обогащается небольшая группа лиц. Хочу отметить, что до сих пор общество (да и правительство тоже) не знают структуры цены на тепло, газ, воду, электроэнергию. Все попытки выяснить это были "безуспешными", что подтверждает наличие, с одной стороны, теневой составляющей, а с другой, - заинтересованность правительства в существующем порядке вещей. Никто не объяснил гражданам Украины, почему за себестоимость одного кВт·час электроэнергии на атомной станции в 2 копейки граждане платят 15,6 копейки, почему при себестоимости 1000 м кубических украинского газа около 50 гривень граждане платят 185 гривень. Нет и ответа на вопрос, почему в жилищно-коммунальной сфере фактически не действует система регулирования естественных монополий, предусмотренная законом. В-третьих. В сфере жилищно-коммунального хозяйства созданы условия для значительных злоупотреблений из-за отсутствия необходимого контроля за качеством и количеством предоставленных услуг. Не- взирая на декларируемые намерения, приостановились программы по установлению счетчиков на газ, тепло, электроэнергию, воду. Счетчиками сейчас учитывается только несколько процентов услуг, действующие нормативы оторваны от жизни и необъективны. Такое положение дел выгодно посредникам и позволяет нагло надувать потребителей, фактически выставлять к уплате счета, неадекватные предоставленным услугам и затратам. Потребители таким образом вынуждены оплачивать и завышенные цены на основные составные (и фактически не предоставленные услуги), и огромные потери в сетях, и налоги и рентные платежи, и нормативы расходов, которые иногда в 2-3 раза превышают реальные. Энергоемкость услуг водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения превышает мировые стандарты почти в три раза, потери услуг при транспортировке и потреблении составляет до 40%, нормативы потребления также в три раза выше, чем в европейских странах. В-четвертых. Органы государственной исполнительной власти не выполняют функции защиты интересов населения, а фактически стали на сторону кланово-олигархических группировок. Неуместна, а по сути преступна, установка, бытующая в местных госадминистрациях, которые отчитываются прежде всего за то, на сколько процентов больше они "выбили" у населения средств сегодня, чем вчера. Серьезная ответственная работа по организации жизнеобеспечения людей сводится к фискальным мероприятиям в пользу тех, к кому эти средства рано или поздно попадают. Ситуация в жилищно-коммунальной сфере связана с жизнью миллионов людей, и потому этот сектор экономики не может выступать как субъект чисто рыночного, монетарного регулирования. Как свидетельствует практика всех цивилизованных стран, в этой сфере государственные институты (в первую очередь местная власть) должны представлять и отстаивать интересы населения, а не предпринимателей. Тем более неуместна практика разрешения проблем бюджета за счет жилищно-коммунальной сферы. Недопустимо и то, что в расходах предприятия НАК "Нефтегаз Украины" доля налогов и платежей составляет 65%. При такой ситуации совершенно абсурдна система субсидий, поскольку, давая субсидию, государство втрое больше денег забирает через налоги. Учитывая чрезвычайную необходимость немедленно, разумно, прозрачно провести все расчеты и учитывая социальное значение разрешения этой проблемы и тарифов в жилищно-коммунальной сфере, предлагаю: 1. Ввести мораторий на повышение цен и тарифов в жилищно-коммунальной сфере. 2. Немедленно выработать адекватную ситуации социально обоснованную, ориентированную прежде всего на интересы граждан концепцию формирования цен и тарифов в жилищно-коммунальной сфере. 3. Осуществить широкомасштабные действия всех органов государственной власти, направленные на создание прозрачной системы формирования цен и тарифов. Из цепи ценообразования должны быть изъяты все, кто имеет сверхприбыли, в том числе и государство, которое формирует доходы бюджета за счет больших налогов и рентных платежей. Налог на добавленную стоимость при поставке газа, воды, тепла, электроэнергии должен изыматься с нулевой ставкой. 4. В бюджете 2002 года предусмотреть средства на установление за счет государства счетчиков газа, воды, тепла в первую очередь тем, кто получает субсидию или имеет льготы. Действующие нормы и тарифы должны быть научно обоснованными. 5. Обеспечить выполнение ст. 116 Конституции Украины в части исключительных полномочий Кабинета министров проводить ценовую политику. Все вопросы ценообразования должны быть сосредоточены в едином органе - Кабинете министров Украины. 6. В жилищно-коммунальной сфере должна быть реализована государственная программа технического переоснащения, главная цель которой - снизить энергоемкость и затратность отрасли. 7. Поскольку цены на тепло до 60% определяются за счет цены газа, а цены на воду - до 55% за счет электроэнергии, принять политическое решение об обеспечении населения газом только украинского производства и газом, поступающим в счет оплаты за транзит российского газа, а также электроэнергией производства украинских АЭС. Общая стоимость услуг в жилищно-коммунальной сфере должна быть ограничена 12% от уровня прожиточного минимума. Предлагая принять эти меры, мы просим иметь в виду, что жилищно-коммунальная сфера - это не просто отрасль экономики. Эта отрасль обеспечивает жизнедеятельность и выживание миллионов наших сограждан. Ваши практические действия будут показателем понимания остроты проблемы и ответственности. Председатель Социалистической партии Украины А. МОРОЗ. 3 октября 2001 года |