Cоциалистическая партия Украины

 

Сайт Днепропетровского обкома

Социалистической партии Украины

Александр Мороз - лидер партии "Товарищ" - газета Социалистической партии Украины

Социалистический конгресс молодежи
Навигация по сайту:
Главная страница

Региональные адреса

История партии

НАШИ ЛИДЕРЫ

Программа партии

Устав

Александр Мороз -
лидер партии

Наша фракция в Верховной Раде

"Товарищ" - газета Социалистической партии Украины

Социалистический конгресс молодежи

Акция "Украина без Кучмы"

Полит- пресса:

Сільські вісті
День
Украинская правда
Грани
Політична Україна
ДнипроNews политика

Архив новостей:
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь

ФОТО архив:
( 1 ) , ( 2 ) , ( 3 ).

 

ПРОГРАММА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УКРАИНЫ

(Новая редакция)

Утверждено
VІІІ съездом Социалистической партии Украины
20 мая 2000 года

После провозглашения независимости Украины создание Социалистической партии 26 октября 1991 г. стало заметным явлением в политической жизни страны. Появившись в условиях сложных и неоднозначных событий, происходивших в то время в Украине, Социалистическая партия Украины как единственная влиятельная левая сила в своей Программе, принятой в 1992 г., проанализировала исторические уроки переходного периода к социализму в СССР и выполнила свою задачу по привлечению и организационному сплочению сторонников социалистической идеи.

В условиях перехода страны на путь самостоятельного развития, сопровождавшегося всеобщим кризисом, сохранением власти в руках бюрократии, разгулом теневой экономики и коррупции, а также ростом безработицы и всеобщим обнищанием народа, Социалистическая партия отстаивала идеи истинной демократии, справедливости, выступая за сохранение и защиту социальных гарантий.

В то же время изменения, произошедшие в Украине в последующие годы, – расслоение интересов граждан, их материальная и имущественная дифференциация, установление кланового режима власти, фактическое превращение страны в колонию, а также появление других партий, заявляющих о своей социалистической приверженности, – настоятельно требуют от СПУ идти дальше в разработке стратегии и тактики своей деятельности.

C учетом изменений в общественной жизни, сохраняя и развивая основные идеи, заложенные в действовавшей до сих пор Программе СПУ, VIII съезд СПУ принял новую редакцию Программы партии. Она является теоретической и идеологической основой, ориентиром практической деятельности партии на ближайшую (программа-минимум) и более отдаленную (программа-максимум) перспективу.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Наши цели и задачи

2. Опыт и уроки истории Украины

3. Тенденции современной эпохи и Украина

4. Чьи интересы мы выражаем

5. СПУ – левоцентристская партия

I. НОВЫЙ КУРС УКРАИНЫ

(программа-минимум)

1. Предпосылки перехода к новому курсу Украины

2. Политика партии в условиях оппозиции

3. Первые шаги новой власти

4. Особенности переходной народно-демократической системы

II. К ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ

(программа-максимум)

1. Народовластие

2. Социальная справедливость

3. Свобода, солидарность, патриотизм

4. Труд

5. Экономика

6. Человек и гражданское общество

7. Мир и гражданское согласие

8. Экологическая политика

ВВЕДЕНИЕ

Социалистические идеи, принципы равноправия, социальной справедливости и солидарности все более овладевают сознанием людей.

После небывалой атаки на основополагающие ценности социализма и попыток их дискредитации происходит процесс переосмысления их сущности и значения в новой исторической ситуации. Успехи партий социалистической направленности в мире свидетельствуют о неуклонном расширении тенденций социализации и возрастании их влияния на общественную жизнь. Именно с социалистическим будущим люди все больше связывают свои надежды и перспективы.

В Украине социалистическое движение развивалось под влиянием марксистских идей Западной Европы и в непосредственной связи с политическими событиями в России.

Исторической предпосылкой для формирования социалистических представлений в Украине стали идеи о социальном и национальном освобождении, уходящие своими корнями в историю запорожского казачества, гайдамаччины и колиивщины.

В ХІХ веке эти идеи развивались представителями Кирилло-Мефодиевского братства, в частности, нашли широкое отражение в творчестве Т.Шевченко. Заметное воздействие на развитие собственно социалистических взглядов в Украине оказала доктрина федеративного, общинного («громадивского») социализма М.Драгоманова, ориентированная на приоритет человека перед государством, а также творческая и революционно-демократическая деятельность И.Франко, Л.Украинки, М.Коцюбинского.

Начало ХХ века ознаменовалось подъемом социалистического и национально-освободительного движения в Украине, вызванного революцией 1905–1907 годов, Февральской и особенно Великой Октябрьской социалистической революциями. На протяжении нескольких лет (особенно 1917–1921 гг.) главным в политической жизни Украины был вопрос о соотношении социального и национального факторов.

Одни политические деятели (М.Грушевский, В.Винниченко и др.) отдавали приоритет национальному освобождению. Другие (большевики) на первое место ставили решение социальных вопросов путем осуществления социалистической революции и единства трудящихся Украины и России. Немецко-австрийская оккупация Украины, внутренние противоречия в Центральной Раде, а также активизация большевистского движения способствовали установлению в Украине советской власти.

Дальнейшее развитие социалистической теории и практики в Украине было органически связано с процессом строительства социализма в образованном в 1922 году СССР. Большое значение для Украины имело воссоединение всех украинских земель в едином Украинском Советском государстве в составе СССР в период 1939–1945 гг.

На пути социалистических преобразований были достигнуты значительные успехи. В Украине была создана мощная экономическая база, обеспечен относительно высокий жизненный уровень народа, господствующими социальными чувствами были патриотизм, интернационализм и гордость за страну. Все это позволило народам СССР одержать победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Социальная защищенность создавала у людей чувство уверенности в завтрашнем дне, оптимизма, была надежным фундаментом значительных достижений практически во всех сферах жизни общества.

В то же время социалистическое строительство сопровождалось негативными процессами. Рост бюрократического влияния при формировании государственного сектора экономики как господствующего экономического уклада, который вел к абсолютизации административной роли государства (по существу самой бюрократии), при сохранении наемного труда вызвал огосударствление собственности, отчуждение человека от собственности и от власти.

Сама власть приобрела во многом искаженный вид. Формами ее осуществления стали, в частности, репрессии, ограничения гражданских и политических свобод. Трагической оказалась судьба украинских коммунистов В.Шахрая, Н.Скрыпника, Х.Раковского, боротьбистов, стремившихся сочетать решение социальных проблем с развитием национального самосознания.

Насильственная сплошная коллективизация, сопровождавшаяся голодом и многочисленными жертвами, которым нет оправдания, требовала от народа жестокой платы за злодеяния правящей верхушки в годы культа личности, за прорыв страны к современному для того времени уровню производства. После вхождения западных областей в состав Украины здесь во время и после окончания Великой Отечественной войны, до середины 50-хгг., разворачивалась трагедия, связанная с насильственными действиями ОУН–УПА и их нейтрализацией властью. Эта трагедия нанесла огромный урон единству украинского общества. Оценку данной страницы истории Украины еще предстоит сделать.

Несмотря на героические усилия рабочего класса, колхозного крестьянства, трудовой интеллигенции, строительство социализма в стране столкнулось со значительными трудностями. Непосредственной причиной этого стало фактическое перерастание административно-управленческой системы управления экономикой в командно-бюрократическую.

Для последней были характерны: бюрократический централизм, нацеленность системы на самосохранение и самоукрепление, порождение ею привилегированного слоя чиновников, оторванных от основной части населения. Командно-бюрократическая система подавляла инициативу, формализовала все сферы жизни. Она стала преградой на пути развития производительных сил общества и прогресса страны. Возникло и стало прогрессировать все большее отставание в эффективности и производительности труда, замедлилось технико-экономическое развитие страны, сферы потребления, экономика стала невосприимчивой к возможностям научно-технической революции.

Деформациям социалистического строительства способствовали подрывные усилия западной политики, направленной на победу в «холодной войне». Советское общество вошло в системный кризис, так и не выйдя из стадии переходного периода от капитализма к социализму.

1. Наши цели и задачи

Социалистическая партия Украины отстаивает интересы народа Украины. Она последовательна в своей цели – утвердить в стране систему отношений демократического социализма, на основе которой обеспечивается непрерывная демократизация всех сфер жизни, социальная справедливость, свобода и солидарность граждан, постоянно улучшается их жизнь, полнее удовлетворяются их потребности.

Вопреки насаждаемой сегодня разобщенности и противостоянию людей по имущественному и финансовому признаку СПУ выступает за свободную реализацию возможностей каждой личности и развитие общества как целого в его единстве и многообразии.

Движение к демократическому социализму предполагает развитие производственного самоуправления и превращение непосредственных производителей общественных богатств в равноправных участников распределения доходов предприятий. В этих условиях будут увеличиваться инвестиции в человека, обеспечиваться справедливая оценка его труда во всех сферах жизни, на предприятиях всех форм собственности, на каждом рабочем месте.

Сущность наемных отношений будет меняться, их ведущая роль сокращаться, раскрепощая человека, делая его свободным. Будет преодолеваться отчуждение человека от условий реализации его творческого потенциала, обновляться образ жизни общества.

Изменится роль государства. Вместо администрирования во всех сферах жизни оно будет создавать условия для развития инициативы и заинтересованности людей в использовании их способностей, повышении эффективности и производительности труда.

Экономика станет народной, народовластие истинным, общество гражданским.

Оптимальной формой государственного правления СПУ рассматривает демократическую республику с развитым территориальным самоуправлением в виде советов разного уровня и их исполнительных органов. Народовластие осуществляется как единая воля народа в виде законодательной, исполнительной, судебной властей, которые реализуют ее разные, а потому самостоятельные функции, не подменяющие и не подавляющие одна другую.

СПУ считает, что в Украине должен быть обеспечен приоритет прав и интересов человека, а не государства или рынка. Не отрицая роль рыночных отношений, партия придерживается принципа: рыночные отношения в экономике, но не в социальной и духовной сферах. Образование, здоровье, культура, духовность, творчество, забота о пожилых людях, защита детей и молодежи – это сферы общественной жизни, ценность которых не измеряется деньгами. Их нельзя превращать в источник прибыли. Без них современное общество утрачивает смысл своего существования и развития, теряет как в экономической эффективности, так и в стабильности.

Партия видит идеал общества в том, что человек живет в условиях, наилучшим образом сочетающих индивидуальную инициативность с коллективистскими началами, духовную раскрепощенность с укреплением общепринятых норм морали, личную свободу с уважением права на свободу других.

Исходя из разной масштабности и приоритетности задач, стоящих перед партией, она ориентируется на последовательное выполнение своей программы, состоящей из двух частей:

Программы-минимум (Новый курс Украины), где определяются задачи на ближайший период, и Программы-максимум (К демократическому социализму), раскрывающей перспективные цели и соответствующие им ценности.

2. Опыт и уроки истории Украины

Партия в своей деятельности учитывает особенности исторического опыта Украины. Освободительные войны, крестьянские восстания, революция 1917–1921гг. в Украине, гражданская война, строительство социализма в составе СССР, а также события, происходящие в стране после обретения государственности, позволяют сделать основные выводы:

– для Украины одним из важнейших всегда являлся вопрос соотношения национального и социального факторов.

Он составлял нерв революции 1917–1921 гг. в Украине, затронул судьбы многих людей. Разрыв между социальным и национальным, сопровождавшийся ошибками в политике, привел революцию к интервенции и гражданской войне. Эти факторы не утратили своего значения и в конце ХХ – начале ХХI вв.

Вывод первый: без единства решения национальных и социальных проблем успешное развитие Украины невозможно. Национальная независимость утрачивается, если она не сопровождается социальным освобождением;

– характерным для Украины является имевшая место в ее истории ориентация политических сил и населения либо на Восток, либо на Запад. На практике это вело к утрате Украиной территориальной целостности, государственности и экономической самостоятельности.

Вывод второй: для Украины решение своих проблем возможно на основе доверия к своему собственному народу и его творческим возможностям при одновременном развитии равноправного сотрудничества с другими странами и народами;

– опыт УССР в составе Советского Союза показал, что общество с тотально огосударствленной собственностью и сверхцентрализованным управлением внутренне противоречиво.

Имея ряд важных преимуществ, оно в то же время не оставляет человеку достаточного простора для индивидуальной самореализации, развития инициативы и улучшения своей жизни собственными усилиями, приводит к кризису мотивации труда.

Вывод третий: возврат к тотальному огосударствлению жизни для Украины бесперспективен;

– история и опыт деятельности КПСС свидетельствуют о значительной организующей и мобилизующей роли, которую партия может играть в обществе. В то же время однопартийность ведет к формированию директивной командно-бюрократической системы управления в экономике и других сферах общественной жизни, развитию карьеризма и формализма, в результате – к перерождению самой партии.

Вывод четвертый:для Украины целесообразной является многопартийная система. Влияние правящей партии (блока партий) определяется ее ролью в разработке поддерживаемой народом стратегии развития общества, координации действий по ее реализации при одновременном широком распространении во всех сферах жизни самоуправленческих начал;

– несостоятельными оказались прогнозы тех, кто на рубеже 80-90-х годов будущее Украины связывал с показателями, достигнутыми до разрушения СССР, поскольку они отражали не итоги ее самостоятельной жизни, а результат ее развития как части в составе целого. Также недостаточно доказательными остаются утверждения о решающей роли внутренних причин разрушения СССР над внешними, как и обратное мнение о решающем значении внешних политических и экономических условий.

Вывод пятый: Рассматривая пути развития Украины, следует учитывать не только логику внутренних событий и процессов в стране, а и то, что Украина является органичной частью европейской и мировой систем. Без учета тенденций развития целого нельзя добиться успехов в преобразовании отдельной его части;

– в период глубокого системного кризиса и обнищания большинства населения деформируются социально-классовые ориентации, размываются классовые отличия, ослабляется солидарность. Люди больше зависят от субъективных и незаконных действий властей, подвержены настроениям страха, апатии, склонны к простым решениям, поискам «сильной руки», вере в провидение. Протестные проявления разрознены, обращены на частности.

Вывод шестой: В условиях, характерных для сегодняшней Украины, для превращения протестных настроений в политическое действие необходимо привнесение в общественное сознание понимания истинных причин кризисного состояния общества и путей их устранения. Эту задачу должна и может выполнить партия, опирающаяся на ясное понимание законов общественного развития, на взыскательный анализ и учет всей совокупности факторов, определяющих состояние человека, общества и государства;

– среди причин, вызвавших распад производительных сил и обнищание населения Украины, выделяются следующие: отсутствие опыта государственности и компетентных кадров соответствующего масштаба; несоответствие имеющейся народно-хозяйственной структуры страны потребностям ее как самостоятельной экономической системы; бездумное перенесение на украинскую действительность зарубежного опыта, полученного на принципиально иной основе; обвальный, неконтролируемый и незаконный характер преобразований, породивший коррупцию и криминализацию всех общественных отношений, перерождение власти.

Вывод седьмой: Политика государства не должна быть стихийной и хаотичной. В основе всех преобразований должна лежать принятая в результате конструктивных политических и профессиональных дискуссий и компромиссов программа внутренней и внешней политики страны, главной целью которой является улучшение жизни всех слоев населения, совершенствование общественных отношений на основе принципа социальной справедливости.

С началом строительства Украины как самостоятельного государства не был учтен опыт предыдущего развития, уроки не усвоены. Результаты оказались катастрофическими. Начался стремительный распад производительных сил страны. Украина за короткий период деградировала до состояния стран с наиболее низким уровнем жизни населения. Она стала фактически криминальным государством, в котором сформировался соответствующий ему режим власти.

Таким образом, опыт и уроки истории свидетельствуют, что попытка навязать Украине капиталистический путь развития, как и возврат к существовавшей ранее государственно-бюрократической системе управления, не является выходом из сегодняшнего катастрофического состояния.

Сущность необходимых истинных преобразований состоит в движении общества к демократическому социализму как более высокой ступени общественного развития. «Не назад к социализму, а вперед к социализму!» – главная идея возрождения Украины сегодня, которую подсказывает история.

3. Тенденции современной эпохи и Украина

При всем своеобразии сегодняшних задач, стоящих перед Украиной, они тесно связаны с современными глобальными экономическими, финансовыми, политическими, информационными и иными процессами. Это создает для нее определенные перспективы, но, одновременно, порождает и сложности. В чем они проявляются?

Сформировался ряд мировых империалистических финансово-экономических центров. Их активность усиливает противостояния и поляризацию в мире. Реальная заработная плата в странах третьего мира и в Восточной Европе в десятки раз ниже, чем в США, Западной Европе и Японии. Крупные современные корпорации обладают возможностью перемещать целые отрасли промышленности из одной страны в другую. «Макроэкономическая хирургия» способна во имя новых доходов ввергнуть целые регионы мира в состояние глубокой нищеты. Это способствует созданию экономики мирового масштаба, основанной на экспорте дешевого труда. Ситуация усугубляется тем, что даже сбои в глобальной капиталистической системе гораздо сильней сказываются на бедных странах, чем на развитых.

Как следствие, экономика богатых стран из производящей все больше превращается в паразитическую и распределяющую – экономику рантье или экономику нетрудовых доходов. Результаты такого международного разделения труда уже отчетливо проявляются в виде проблемы «богатого Севера и бедного Юга», хотя мир владеет достаточными природными и техническими ресурсами, чтобы избежать ее.

Благополучие и процветание немногочисленной группы развитых капиталистических стран все больше является следствием эксплуатации ресурсов остального мира, в том числе и Украины. Однако процветание «золотого миллиарда» не может быть перспективой для мирового сообщества, поскольку создает в нем антагонистическое противоречие, движет цивилизацию в тупик. Данное противоречие приобретает все более острый характер, затрагивает страны всего мирового сообщества и выступает как основное противоречие современной эпохи.

В Украине оно проявляется как противоположность объективных интересов народа страны и той его части, которая во имя собственных благ, выражая интересы кланового капитала, выступает в качестве проводника интересов мировой системы финансовых, промышленных и политических монополистов. Это внутреннее противоречие будет определять сущность политической борьбы в Украине в ближайшем будущем, место партий в политическом спектре общества, смысл понятий патриотизма, государственности, прав человека.

В мире стал глобально ощутимым разрыв между производством, обменом и распределением. Непомерное значение приобретает распределение и посредничество. Эта тенденция растет по мере интернационализации экономических процессов. Посреднические операции, выполняющие важную роль в экономических связях, в нынешних условиях становятся главным инструментом усугубления внутренних проблем во многих странах, в том числе в Украине. Они все больше становятся криминальными, приобретают международный размах. Посредники присваивают львиную часть доходов за счет искусственных ножниц между ценами на товары и их себестоимостью, а также других незаконных действий. Последствия этого сказываются на всех звеньях производства, в конечном итоге, на жизни общества.

Все более заметным становится слияние власти и криминалитета. К рычагам власти проникают те, кто нажил себе огромные богатства путем преступных действий. Коррупция стала неотъемлемым спутником властных структур, что особенно характерно для Украины. Учитывая ее геополитическое положение, отсутствие традиций государственности, унаследованные структурные деформации в экономике, характер трудовых и сырьевых ресурсов, эта тенденция может привести к необратимым процессам, попранию прав человека, превращению Украины в очаг нестабильности в Европе и мире.

Объективная тенденция сближения интересов наемных работников разных сфер деятельности развивается противоречиво.

Прогресс производительных сил, научно-техническая революция, компьютеризация, развитие средств коммуникации внесли существенные изменения в содержание труда и социальную структуру мирового общества. Резко возросла доля занятых в науке, культуре, технике и организации производства, просвещении и здравоохранении, в сфере управления и обслуживания. Размываются традиционные классовые границы при одновременном (все более явном) имущественном и социальном размежевании тех, кто нанимает, и тех, кого нанимают.

Наемные работники становятся сегодня наиболее массовым эксплуатируемым социальным слоем, на труде которых наживаются владельцы предприятий, управляющие и бюрократические структуры, многочисленные, зачастую криминальные, посреднические организации. Ухудшаются условия их найма на работу, растет уровень эксплуатации, занижается зарплата, которая, одновременно, утрачивает покупательную способность.

Сложности решения всеобщей задачи освобождения труда связаны с тем, что формы и интенсивность наемной эксплуатации существенно отличаются в разных странах, имеет место переплетение функций человека как нанимателя и как наемного работника. Эти обстоятельства препятствуют солидаризации наемных работников в их борьбе.

В Украине ситуация усугубляется массовой безработицей, обнищанием населения, затронувшим все социальные слои, кроме клановых структур, которые, наоборот, несметно обогатились. Протестные настроения большей части населения еще не переросли в политическое движение, способное объединить наемных работников в борьбе за свои права. Преобладают настроения апатии, социальной пассивности и неверия в возможности политических партий, в намерения государства.

Преодоление такого состояния в Украине возможно на основе использования накапливающегося опыта наемных работников страны в отстаивании своих интересов, а также опыта трудящихся европейских государств в сочетании с опытом социальной политики советского периода истории Украины.

4. Чьи интересы мы выражаем

Социалистическая партия Украины выражает интересы тех классов и групп населения, которые являются главной социальной силой возрождения и надеждой Украины.

Это прежде всего работники наемного труда – рабочие, интеллигенция, крестьяне, служащие, особенно высококвалифицированные специалисты, профессионалы производства и управления, занятые в сфере создания новых знаний, технологий и обработки информации, обладатели развитых навыков сложной трудовой деятельности – так называемый «новый средний класс». Он является наиболее социально активной частью работающего населения несмотря на произошедшие социально-экономические деформации, поскольку острее других чувствует необходимость перехода к более прогрессивным способам организации трудовой деятельности.

Социалистическая партия Украины солидарна с предпринимателями и управленцами, сумевшими на законных основаниях организовать производство, отстаивающими интересы отечественного товаропроизводителя и государства, ищущими новые пути повышения эффективности производства и производительности труда.

Социалистическая партий Украины поддерживает слой мелких собственников, использующих свой личный труд и собственность и нуждающихся в защите от криминального и государственного произвола.

Социалистическая партия Украины защищает интересы групп населения, нуждающихся в социальной защите, в том числе пенсионеров, молодежи, особенно студенчества, а также других групп, положение которых зависит от степени социальной ориентированности экономики и практического воплощения принципа социальной справедливости.

5. СПУ – левоцентристская партия

Социалистическая партия Украины приобрела заслуженный авторитет и играет значительную роль в политической жизни страны.

СПУ партия активного социального и политического действия. Ее левоцентризм состоит в том, что она постоянно находится в эпицентре политических событий, изменяющих общество, предлагает альтернативы развития событий, ведущие к улучшению жизни основной массы населения, и борется за их осуществление. В своей деятельности партия стремится соединять лучшие черты партий авангардного и парламентского типа, использует конституционные формы борьбы.

Она ведет теоретическую, идеологическую и политическую борьбу с партиями, которые отстаивают интересы преступных кланов и олигархических образований, стремящихся узурпировать власть. Партия категорически выступает против сил и движений, в основе политики и идеологии которых лежит этническая, расовая, религиозная, межгосударственная, национальная, любая иная форма нетерпимости, агрессивности и милитаризма.

СПУ государственническая и патриотическая партия. Она выступает за государство как гарант социальной защиты граждан, его определяющую роль в регулировании рыночных процессов, в обеспечении национальной безопасности Украины.

СПУ партия гражданского общества. Выступая за независимое и сильное государство, партия не ставит его выше общества. Не общество и человек существует для государства, а государство служит обществу и человеку.

СПУ выступает консолидирующей политической силой. Она нацелена на решение проблем общества как целого через учет интересов различных социальных слоев, активно сотрудничает со всеми прогрессивными, демократическими силами, которые противостоят антинародным тенденциям в Украине.

СПУ партия рационального политического компромисса. В своей практической деятельности она учитывает возможную близость ее целей и задач с теми, которые могут отстаивать другие партии и движения. СПУ готова к поиску взаимоприемлемых союзов на уровне коалиций и объединений, к консолидации с родственными политическими силами. Она не приемлет претензий любых партий на исключительность.

СПУ партия интернационалистская. Как одну из основных задач, она рассматривает равноправное участие в международном социалистическом движении, сотрудничество с политическими и общественными силами, отстаивающими права трудящихся в других странах, налаживание тесных связей с политическими силами левой, левоцентристской и центристской ориентации, Социалистическим Интернационалом.

Социалистическая партия Украины исходит из необходимости разработки современной теории социализма и учитывает:

– марксистскую концепцию общественного развития, необходимость преодоления отчуждения работников от труда, средств производства, управления, от результатов их труда, от власти;

– закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил при ведущей роли последних;

– мировой опыт подходов к решению проблемы отчуждения;

– ленинскую концепцию социалистических преобразований и противоречивый опыт строительства социализма в СССР;

– вывод об исторически назревшей необходимости устранения преобладающей роли наемного характера труда в системе современных производственных отношений;

– теоретические наработки партий мирового социалистического, коммунистического, социал-демократического и общедемократических движений.

Социалистическая партия Украины строит свою деятельность на основах публичной политики, принципе демократического централизма, широкой внутрипартийной демократии и партийного товарищества, на общности политических интересов, на моральном авторитете членов партии и ее актива.

I. НОВЫЙ КУРС УКРАИНЫ

(программа-минимум)

Украина на историческом перепутье. Уже несколько лет она пребывает в неустойчивом состоянии, причины которого лежат прежде всего в сфере борьбы экономических интересов разных социальных сил.

Существующая в Украине многоукладная экономика включает:

– сектор, контролируемый клановой олигархией;

– стихийно развивающийся капитализм (мелкое и среднее предпринимательство, частные предприятия);

– государственный капитализм (государственные предприятия);

– социалистический уклад (кооперативы, коллективные предприятия);

– натуральное хозяйство.

Сегодня это нестабильный конгломерат, в котором идет схватка его ведущих участников за перераспределение собственности, а значит, власти. От того, чем она завершится, зависит будущее Украины на десятилетия, поскольку изменить результат в ближайшее время будет трудно.

Общая задача Социалистической партии Украины и близких ей политических организаций и движений состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить переориентацию страны на укрепление основ социалистических отношений (программа-минимум), во-вторых, придать им в конечном итоге ведущую роль (программа-максимум).

Выполнение программы-минимум предполагает устранение кланового режима и установление народно-демократической системы власти, программы-максимум – переход к обществу демократического социализма.

В настоящее время в экономике и политике определяющую роль имеет сектор, контролируемый кланами. Опираясь на государственно-административные, информационные и силовые структуры, которые он втягивает в свои, часто незаконные и антиконституционные действия, он укоренился в обществе сверху донизу, душит любые оппозиционные проявления в центре и на местах.

Доминируя в экономической сфере, он осуществляет внеэкономическую (путем казнокрадства и присвоения общенародных богатств) и экономическую (с помощью финансов и рычагов государственной власти) эксплуатацию всего общества. Основной частью населения реально утрачены почти все социально-экономические права.

Сочетание элементов рынка с олигархическим диктатом в Украине извратило общественные, в том числе производственные, отношения, сделало их абсурдными, а людей – бесправными. Управление больше, чем когда-либо, приобретает авторитарные формы, сопровождается бюрократизацией, коррупцией. Снижается мотивация труда.

Действия господствующего режима не отвечают объективным потребностям страны и интересам подавляющего большинства населения Украины. Возникло и углубляется противоречие между кучкой полукриминальных олигархов и прислуживающим им политическим режимом, с одной стороны, и большинством народа – с другой. Это противоречие отягощено диктатом международных финансовых организаций и серьезными социально-экономическими трудностями в стране. Жестокая эксплуатация, ложь, двойные стандарты, коррупция становятся нормой экономических, политических и духовных отношений. Государство все более отчуждается от человека.

Преодолеть это отчуждение, устранить кланово-олигархическое господство, приобщить население к активному участию в делах государства, производства, общества – так понимает партия моральную и политическую цель программы-минимум.

Первым этапом достижения этой цели является решение кардинального вопроса – о власти. Для партии власть не самоцель, а средство изменения жизни общества, обепечения полновластия трудящихся.

В условиях оппозиции антинародной политике достижение цели обеспечивается практической реализацией триединой функции: теоретической, идеологической и организационной в направлении консолидации всех демократических, политических и общественных сил и совместное с ними конституционное завоевание власти.

Вторым этапом выполнения программы-минимум будет обеспечение социализации производства, распределения и потребления. Придание ведущей роли данным процессам будет означать переход к новому курсу, смену капиталистической ориентации развития Украины на движение ее к демократическому социализму.

Этим переходом завершается выполнение программы-минимум. В стране устанавливается народно-демократическая система власти, которая снимает препятствия для свободного развития различных форм хозяйствования, поддержки тех, кто имеет более высокую производительность труда и эффективность производства. Мировой опыт убеждает в том, что это будут народные предприятия.

Решение задач программы-минимум является необходимым и важным, но переходным процессом на пути к решению главной задачи партии – установлению способной к саморазвитию системы новых, более эффективных базисных и надстроечных отношений в обществе, устранению ведущей роли наемного труда. Последовательно осуществляемое преодоление эксплуатации рабочей силы, а следовательно, социального неравенства, будет означать переход общества к демократическому социализму.

Выбор Украиной именно такой стратегии позволит поднять ее из руин, обеспечит неуклонный подъем уровня жизни людей, высокие темпы дальнейшего развития, в перспективе – прорыв в группу лидирующих стран.

1. Предпосылки перехода к новому курсу Украины

Для изменения курса Украины в стране имеются объективные и субъективные условия.

К объективным относятся:

во-первых, нарастающее противоречие между интересами большинства населения и кланово-олигархических структур, овладевших властью;

во-вторых, кризис власти, ее неспособность конституционно управлять страной;

в-третьих, реальная угроза банкротства Украины как самостоятельного государства из-за ее финансово-экономической, энергетической и политической зависимости от внешних сил;

в-четвертых, небывалое обострение нужды и бедствий, которые коснулись абсолютного большинства граждан Украины, накопление критической массы недовольства своим положением.

Субъективным условием изменения власти является объединение политических и общественных сил Украины в народно-демократическое движение, достаточно сильное и активное, чтобы решить эту задачу.

Своими политическими союзниками на этом этапе СПУ рассматривает левые, левоцентристские и центристские силы, общественные организации и движения, готовые выступить против нынешней политики властей, а по отдельным направлениям – и другие политические течения, народно-патриотические силы, выступающие против разграбления ресурсов страны, нарушений Конституции и прав человека, политического произвола.

Для достижения поставленных целей партия использует различные формы и методы. Среди них – участие в избирательных кампаниях, а также другие конституционные формы борьбы: забастовки, акции гражданского неповиновения, митинги протеста, разъяснительная и пропагандистская работа, участие в законодательном процессе, отстаивание интересов граждан в суде и другие.

2. Политика партии в условиях оппозиции

Находясь в оппозиции, Социалистическая партия Украины готовит условия для изменения власти в стране и осуществляет следующую политику.

В теории:

– ведет разработку реальной программы выхода Украины из кризиса, обеспечивающей прогрессивные изменения в политической, экономической, социальной и духовной сферах общества.

В идеологии:

– проводит настойчивую и последовательную пропаганду программных положений партии;

– разъясняет истинные причины бедственного положения людей и пути их устранения.

В публичной политике:

– вырабатывает общие подходы по согласованию действий с другими партиями и оппозиционными власти силами;

– ведет работу по объединению всех оппозиционных политических и общественных сил, их давления на власть с целью изменения курса политики страны, создания условий формирования народно-демократической власти;

– принимает участие в разнообразных акциях демократического характера.

В представительных органах власти:

– препятствует изменению законов под потребности кланов, а также принятию законов и решений не в интересах народа;

– инициирует и добивается принятия законов, других нормативных актов, способствующих решению социальных и других проблем;

– реализует возможности для координации усилий представителей разных политических сил в парламенте с целью повышения эффективности работы законодательного органа в интересах граждан Украины;

– ведет пропаганду своей парламентской деятельности среди населения;

– участвует в формировании местных органов власти, добиваясь изменения их политики в интересах местного населения, контроля за рациональным использованием финансовых и материальных ресурсов;

– добивается продвижения в органы власти своих представителей и сочувствующих программным целям партии, создания коалиций оппозиционных сил.

В социально-экономической сфере:

– активно поддерживает развитие производственной демократии на предприятиях любых форм собственности, развитие совладения и аренды, разнообразных форм производственного и экономического самоуправления;

– осуществляет правозащитную деятельность;

– путем давления на власть добивается выполнения конституционных норм о бесплатном образовании, здравоохранении, социальной защите.

В организационно-партийной работе:

– организационно укрепляет свои ряды, обеспечивая их рост и совершенствование структуры организации;

– готовит кадры, способные решать задачи разного уровня.

Таков путь повышения авторитета и влияния партии, который обеспечивает приход партии вместе с другими демократическими силами к власти.

3. Первые шаги новой власти

После изменения власти в Украине СПУ считает необходимым одновременно осуществить ряд первоочередных действий по стабилизации ситуации, используя наработанную законодательно-правовую базу.

Среди них:

– инвентаризация основных фондов, паспортизация предприятий всех форм собственности;

– принятие протекционистских мер для запуска и подъема производства, сокращения безработицы;

– прекращение роста тарифов в коммунальной сфере и цен на основные продукты питания;

– обеспечение покупательной способности граждан Украины как условие подъема производства;

– ликвидация задолженности по заработной плате, пенсиям и стипендиям;

– организация возврата сбережений граждан;

– реформирование и упрощение налоговой системы, ликвидация налоговых льгот, уменьшение ставок налогообложения в производственной сфере, введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц и имущества;

– соблюдение конституционного порядка формирования бюджета снизу доверху, оптимизация расходов на административно-управленческий аппарат;

– создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов, условий для прямых инвестиций в экономику, обеспечение оборотными средствами и кредитными ресурсами эффективных производственных структур;

– восстановление демократических основ развития общества, отмена неконституционных нормативных актов и цензуры, контроль за функционированием органов власти на основе закона;

– вхождение в таможенный союз в рамках СНГ на взаимовыгодных условиях.

Осуществление первоочередных мер предполагает реализацию ряда программ:

– создания не менее пяти миллионов рабочих мест, в том числе через развертывание масштабных общественных работ;

– развития приоритетных, конкурентоспособных и экспорториентированных отраслей, прежде всего в АПК, энергетике и машиностроении;

– эффективного пенсионного обеспечения;

– поддержки образования, медицины, науки и культуры;

– развития предпринимательства.

На этом этапе криминально-клановые структуры отстраняются от политической и экономической власти. Прозрачной становится природа доходов и капитала, легальным их участие в экономике. Устанавливаются одинаковые для всех условия хозяйствования. Все законно работающие в сфере производства, предпринимательства, бизнеса будут освобождены от гнета кланов-монополистов и выражающих их интересы государственных служб. Взамен этого государство обеспечит их поддержку через проведение стимулирующей предпринимательскую деятельность налоговой политики, формирование других условий для создания новых рабочих мест, развития инициативы и предприимчивости – важнейшей предпосылки оживления экономики, наполнения бюджета.

Это создаст базу для устойчивого проведения сильной социальной политики, защиты прав граждан.

Партия будет способствовать вовлечению рабочих, крестьян, интеллигенции в активную политическую и общественную жизнь. Их представители получат поддержку при формировании новой власти.

4. Особенности переходной народно-демократической системы

В Украине в 90-е годы нарушен естественный ход событий. Созданные в прежние десятилетия индустриальная база производства, система социальной защиты, коллективистские ценности были подвергнуты уничтожению и тотальной дискредитации. Потенциал этих ростков прогресса должен быть восстановлен и совмещен с новыми отношениями, с индивидуальной инициативой и предприимчивостью, личной ответственностью людей за свое настоящее и будущее. Основой этого будут процессы социализации – ориентирующиеся на социалистические начала преобразования общественной жизни.

Социализация производства предполагает развитие социализированных форм собственности (аренды, кооперирования, разных видов владения трудовыми коллективами своими предприятиями) в сочетании с развитием социального партнерства как способа защиты интересов работающих, участия их непосредственно или через профсоюзы в принятии решений на уровне рабочего места, подразделения, предприятия, корпорации, отрасли или в целом экономики, усиления контроля за администрацией через участие в наблюдательных советах предприятий, независимо от форм собственности.

Социализация распределения выражается в сочетании государственных и общественных социальных фондов, в том числе социальной защиты – бюджетных и внебюджетных, пенсионных, профсоюзных, благотворительных; в непосредственном участии работников в распределении прибыли (через механизмы сособственности) и опосредованном (через контроль и участие профсоюзов в принятии решений относительно распределения доходов предприятий независимо от форм собственности).

Социализация потребления означает расширение сферы применения различных форм кредитных и потребительских товариществ, управление со стороны профсоюзов государственными и негосударственными пенсионно-страховыми фондами.

Решение такой задачи является условием становления и развития народно-демократической системы. Она может существовать длительный период и несет вполне определенные черты в разных областях общественной жизни.

Экономика – конкурентная, многоукладная, с государственными механизмами регулирования, нацеленная на удовлетворение социальных потребностей народа.

Различные формы собственности и методы хозяйствования применяются там, где они наиболее эффективны и полезны для человека и общества. Стимулируется размещение капиталовложений в структурную перестройку. Сохраняется (восстанавливается путем наращивания части акций) государственная собственность на стратегически важные объекты общенародного значения. Упрощаются таможенные правила для развития производственной кооперации с соседними странами. На землю сельскохозяйственного назначения не распространяются условия купли-продажи, но поддерживаются все формы владения и пользования землей, способствующие хозяйскому к ней отношению.

Управление государственным сектором осуществляется на основе текущих, среднесрочных и перспективных прогнозов и планов, а негосударственным – на основе индикативного рыночного регулирования (госзаказы, нормативы, ценовое и налоговое стимулирование в соответствии с разрабатываемыми государством контрольными параметрами). Функционируют государственный и народный контроль.

Стимулируется развитие предпринимательства в производстве и сфере обслуживания. Государство, имея возможность влиять на развитие мелкого и среднего бизнеса через макроэкономические механизмы (инвестиции, льготы, конкурсы и др.), непосредственно не вмешивается в его деятельность. Налоги не препятствуют предпринимательству. Поддержка среднего бизнеса осуществляется с учетом справедливого распределения доходов между работниками на предприятиях.

Государство осуществляет контроль за использованием наемного труда, защищает отечественного товаропроизводителя, обеспечивает устойчивость украинской экономики.

Промышленная политика – ориентируется на воссоздание мощного индустриального сектора экономики как локомотива развития более мелких форм производства, формирования конкурентной среды, на преодоление деформаций в структуре производства, создание замкнутых технологических циклов и оптимального кооперирования с родственными предприятиями за рубежом, обеспечение приоритетного развития производств с высокими технологиями.

Способом решения данных задач является углубление интеграции производства, науки и образования, внедрение передового отечественного и зарубежного опыта, усовершенствование технологии производства и учет требований экологической безопасности.

Приоритет отдается наукоемким отраслям, предприятиям энергетики, машиностроения, в том числе сельскохозяйственного, предприятиям легкой промышленности и переработки сельскохозяйственной продукции. В начальный период интенсивно используются имеющиеся мощности предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности для усиления экспортной составляющей экономики.

Поддержку получат малые и средние промышленные предприятия.

Аграрная политика – исходит из понимания перспективной роли индустриальных технологий в сельском хозяйстве и их основы – пригодных земельных массивов. Будут устранены незаконные деформации, ведущие к распылению хозяйств и комплексов, попытки принудительно раздробив земельные наделы, превратить их в товар – легкую добычу новых «хозяев». Владение землей определяет нашу государственность – это положение будет сущностью аграрной политики новой власти.

Аграрная сфера – не только отрасль для производства важнейших продуктов, но и уклад жизни значительной части населения страны. Сегодня он подвергается разрушению, и потому правильные действия в сельскохозяйственном секторе экономики имеют ключевое значение для Украины.

Оздоровление и подъем АПК предусматриваются в результате следующих шагов.

1. Принятие неотложных мер по сохранению и наращиванию агропромышленного ресурсного потенциала, в первую очередь земли, а также трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов.

Возрождение системы, позволяющей обеспечить сохранность и воспроизводство естественного плодородия земель. Установление государственного контроля за сохранением и эффективным использованием земельных ресурсов, пресечением бесхозяйственности, расточительства и их порчи.

Инвентаризация основных фондов АПК, их модернизация и восстановление. Привлечение для этого банковских кредитов, государственных ассигнований, средств различных предприятий, организаций и частных лиц.

Осуществление земельной реформы, принцип которой – владеть землей должен тот, кто на ней работает. Законодательное развитие института собственности на землю, исключающее неточности, двусмысленности в использовании права государственной, коллективной, частной и смешанной форм собственности.

Удовлетворение потребностей граждан в земельных наделах для организации фермерских и индивидуальных хозяйств для садовых кооперативов и огородов.

Оказание государственной поддержки развитию сельской поселенческой сети, в том числе путем стимулирования разнообразных видов хозяйственной деятельности на селе.

Ответственность государства за подготовку кадров для села. Освобождение юношей (с их согласия), работающих в сельском хозяйстве, от воинской повинности на период стабилизации аграрного сектора.

2. Усовершенствование экономического механизма хозяйствования в АПК.

Изменение финансово-кредитной системы отношений, установление нового порядка ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающего паритет в отношениях аграрного сектора с другими отраслями, бюджетные и другие компенсации для пользования льготными банковскими кредитами, введение стимулирующей и стабильной налоговой политики по отношению к АПК. Цены, налоги, кредиты, индустриальные технологии – коренные направления аграрной политики государства, его первоочередная, никому не передаваемая обязанность.

Использование в оптимальном объеме государственного заказа на поставку части сельскохозяйственной продукции. Неукоснительное соблюдение законных прав предприятий АПК всех форм собственности на самостоятельный выбор направления производственной деятельности и распоряжение произведенной продукцией.

Возобновление государственного финансирования особо важных целевых программ, в том числе обеспечение эксплуатации систем мелиорации земель, а также программ селекции, семеноводства и племенного дела.

3. Проведение структурной перестройки агропромышленного комплекса.

Признание всех законодательно установленных форм хозяйствования на селе, отрицание любой «реформаторской» кампанейщины. Совершенствование организационно-производственной структуры АПК при поддержке государства на основе специализации, концентрации и агропромышленной интеграции производства, при одновременном согласовании экономических интересов всех его участников. Поддержка использования всех эффективных инструментов: аренды, кооперирования, акционирования, лизинга, совместных предприятий, производственно-финансового интегрирования и др.

Создание собственной базы производства средств производства для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие сферы хранения, транспортировки, переработки сельскохозяйственной продукции. Становление инфраструктур гарантированного ее сбыта на внутреннем и внешнем рынке.

4. Введение независимой экологической экспертизы целевых программ, инвестиционных проектов, всех хозяйственных проектов АПК с учетом экологической безопасности и охраны окружающей среды. Стимулирование внедрения природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

5. Объявление агропромышленного производства основой возрождения экономики Украины.

Воспитание уважительного отношения к людям, занятым сельскохозяйственным трудом, поднятие престижа крестьянского труда в государстве.

Социальная политика – предусматривает создание реальных предпосылок обеспечения права на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, на достаточную для проживания пенсию, стипендию. Источником надежности и дальновидности социальной политики и защиты граждан является стабильная экономика, увеличение количества рабочих мест, рост производительности и оплаты труда.

Будет обеспечен контроль за устанавливаемой законодательно долей заработной платы в себестоимости продукции. Государство финансирует не пособия по безработице, а рабочие места, берет на себя обеспечение гарантированных объемов социальной защиты всех: работающих и нетрудоустроенных, здоровых и больных, молодых и стариков, мужчин и женщин.

Для работающих в сфере материального производства эти гарантии сводятся к одинаковой оплате труда за равную работу, к созданию условий, способствующих проявлениям инициативности, самостоятельности работников, соединению их труда с собственностью и управлением, освобождению труда от эксплуатации.

СПУ признает профсоюзы главными выразителями социально-экономических интересов наемных тружеников и будет содействовать укреплению их роли в системе производственных и общественных отношений.

В сотрудничестве с творческими союзами, научно-техническими обществами, научными коллективами народно-демократическое государство защищает интересы интеллигенции, добивается повышения социального статуса и оценки интеллектуального труда, во многих случаях высшего по эффективности и рангу по сравнению с управленческим и административным.

В народно-демократическом государстве обеспечиваются достойная оплата и высокое общественное признание труда учителей и врачей, ученых, технической интеллигенции, деятелей литературы и искусства, лиц, занятых на государственной службе и в сферах культуры, социального управления, военнослужащих, работников правоохранительных органов.

Совместно с женскими организациями государство способствует созданию условий, которые обеспечивают женщинам свободу выбора, позволяющего реализовать себя в семье без опасности дискриминации в материальном отношении, профессиональной и общественной деятельности, в структурах власти на всех уровнях. Отношение государства к женщине – источнику жизни, благополучия и стабильности общества – критерий демократичности и прогресса общества. Государственная политика ориентируется на повышение статуса семьи в обществе, престижа родительства, создание благоприятных экономических, социальных и морально-нравственных условий для воспитания детей.

Вместе с молодежными организациями разрабатывается и осуществляется эффективная государственная молодежная политика. Она защищает во всех институтах власти и управления интересы молодых рабочих, крестьян, студентов и учащихся, военнослужащих. Это предполагает обеспечение равных прав молодых людей, прежде всего – на образование, работу, жилье, поддержку семьи и другие условия, формирующие личные жизненные перспективы молодого человека.

Государство и общество обеспечивают баланс молодежных запросов, формирующихся не только под влиянием реальных жизненных проблем, а и под конъюнктурным воздействием индустрии развлечений, масс-медиа, идеологии властей, ведущим к деформации ценностных ориентаций молодежи, к превалированию индивидуалистических запросов над общественными.

Будет пересмотрена вся система социальной защиты пожилых людей. Кроме надежного пенсионного обеспечения, они получат права на самостоятельную адаптацию к новым условиям жизни, комбинируя заработок и пенсию, участие в общественных, семейных делах с отдыхом, что обеспечит им более спокойную и достойную старость. Государство восстановит статус ветеранов войны и труда, создаст в обществе атмосферу внимания и уважения к ним, будет развивать социальные службы, призванные заботиться о здоровье и быте ветеранов.

Государство совместно с благотворительными обществами и фондами добивается эффективной защиты наиболее уязвимых слоев населения: детей, в особенности в малообеспеченных семьях и не имеющих родителей, одиноких женщин с детьми, инвалидов – с тем, чтобы у них были нормальные жизненные условия и возможность вносить посильный вклад в общественные дела. Будут упрощены процедуры обеспечения социальных прав больных и инвалидов, их социальной реабилитации. В народно-демократическом государстве такие люди должны чувствовать себя полноценными гражданами.

В центре внимания государства будут находиться проблемы жилья и сферы услуг, обеспечения широкого доступа различных групп населения к кредитам, производства потребительских товаров. Будут гарантироваться льготы для работающих инвалидов, женщин с детьми, помощь длительно неработающим.

Государственно-правовая политика – предполагает приоритетный характер проведения государственно-правовой реформы, включающей осуществление административной, парламентской, муниципальной и судебной реформ.

Целью их является утверждение законности и усиление эффективности деятельности государственных органов во имя защиты интересов граждан, а также законодательное гарантирование непосредственной демократии путем участия народа в формировании всех структур государственной власти, особенно органов местного самоуправления, обеспечения подконтрольности органов власти.

Национальная и духовная политика – учитывает, что общество есть единство социального, экономического, политического, религиозного, культурного, этнического и другого разнообразия. Абсолютизация и превалирование каких-либо из этих форм за счет других, как и интересов каких-либо групп населения в ущерб другим, являются недопустимыми и опасными.

Государство в лице обновленных структур власти обеспечивает приоритет прав человека независимо от этнической и расовой принадлежности, места проживания и языка общения.

Одним из неотъемлемых прав человека является право свободного использования родного языка. На территории Украины нет объективных причин для языковых проблем. Нельзя допускать волюнтаристской практики кампаний искусственной русификации и украинизации, которые всегда вносили в общество напряженность и противостояние. Возникающие в этой сфере вопросы должны разрешаться в законодательном порядке.

На всей территории Украины, во всех проявлениях человеческой жизни статус официальных, с одинаковым их использованием, имеют украинский и русский языки. Украинский язык используется как государственный. Школьные программы должны предусматривать, а государство создавать необходимые условия, чтобы каждый житель Украины мог знать и свободно общаться на государственном, своем родном и одном из иностранных языков.

Осуществляются защита, свободное развитие, учет интересов и взаимообогащение всех этнических групп и культур нации. Гарантируются государственная защита от проявлений дискриминации и преследований на национальной почве, предотвращение попыток придать исключительную роль отдельным этносам и проявлений ненависти к представителям других наций и народов.

Соблюдается свобода совести, уважение к чувствам верующих и атеистов. Не допускается использование религии в политических целях, для разжигания межнациональных конфликтов, мировоззренческой нетерпимости, вражды и ненависти между сторонниками различных конфессий, а также между верующими и атеистами. Поддерживаются канонические и традиционные конфессии, сдерживается распространение агрессивных и модернистских сект. Партия руководствуется конституционной нормой о том, что церковь отделена от государства, школа от церкви. Сотрудничество государства и церкви имеет место в той мере, в какой верующие, будучи гражданами государства, подчинены его законам и нуждаются в его защите и поддержке для осуществления своих религиозных отправлений.

Гуманитарная политика – базируется на единстве общечеловеческих, социальных и национальных ценностей, в основу которых положены идеи справедливости, добра, взаимопомощи и патриотизма.

В Украине утверждаются в качестве коренных, жизненно важных ценностей образованность, нравственность, духовность, обеспечение защиты и умножения культурного наследия. Осуществляется государственное финансирование учреждений культуры, соединение обучения, воспитания и труда, восстановление сети бесплатного образования, в том числе высшего, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Возрождение и защита чувства достоинства народа, его языка, исторических традиций и национальной гордости должны способствовать духовному объединению народа Украины. Государство – против засилья зарубежной масскультуры, конъюнктурной кинопродукции, искажения и очернения истории, уничтожения памятников истории и культуры, в том числе в угоду политической конъюнктуре. На принципах гуманизма и демократии должна быть признана свобода литературного и художественного творчества.

Обеспечение равных социальных возможностей женщин и мужчин (гендерная политика). Гендерная политика предусматривает устранение дискриминации по полу, рассматривается как важная составная часть борьбы за признание и уважение прав человека, взаимопонимание в обществе.

Она предполагает осуществление системы мер, направленных на создание равных возможностей в политической, деловой, социальной и других сферах для женщин и мужчин.

Решающей предпосылкой совершенствования гендерных отношений является успешное развитие в стране экономики и социальной сферы, обеспечение равного для женщин и мужчин доступа к работе, экономическим ресурсам, подобающим условиям жизни, включая жилье, экологическую безопасность, качественное образование, охрану здоровья и т.д.

Существенным фактором решения гендерных проблем станет совершенствование законодательства, а также устранение расхождений между задекларированными в Конституции Украины правами мужчин и женщин и реальностью. Все это будет осуществляться с учетом успехов других стран, опыта международного гендерного движения.

Молодежная политика – учитывает, что молодежь является движущей силой социального, экономического и технологического прогресса Украины.

В условиях переходного периода необходимым является государственная поддержка молодого поколения: бесплатное высшее образование, государственное льготное кредитование строительства и реконструкции жилья для молодых семей, а также приобретения товаров длительного пользования, продвижение молодежи в представительные органы власти, развитие молодежного предпринимательства.

В условиях народно-демократического государства действуют гарантии получения работы молодыми людьми, предоставление ученикам школ, ПТУ и студентам вузов льготного проезда в транспорте, устанавливаются стипендии не ниже реального прожиточного минимума, создаются условия для укрепления статуса молодых преподавателей и педагогов. Восстанавливается и развивается система подростковых, юношеских клубов, кружков, секций, нетрадиционных форм отдыха и летнего оздоровления подростков и молодежи.

Актуальным является воспитание в молодежной среде уважения к старшему поколению.

Оборонная политика – рассматривается как составная часть политики национальной безопасности Украины, призванной гарантировать гражданам государства святое право на жизнь, обеспечение других, предусмотренных Конституцией, прав и свобод.

Она рассчитана на поддержание надежной обороноспособности государства; прежде всего ориентируется на претворение в жизнь оборонной доктрины, включающей взаимосвязанный комплекс оборонных, политических, экономических, военно-технических и экологических мер. Применительно к армии оборонная политика предполагает:

реформирование Вооруженных Сил Украины в соответствии с принципом оборонной достаточности, переход к формированию армии и флота на основе сочетания профессиональной военной службы с воинской обязанностью;

социальную и правовую защищенность военнослужащих и членов их семей, лиц, уволенных с действительной военной службы в запас или отставку;

возможность альтернативной службы;

недопущение создания антиконституционных вооруженных формирований;

патриотическое воспитание граждан;

производство и совершенствование вооружений, в количественном и качественном отношении необходимых для поддержания боеготовности войск, для отражения любой агрессии против Украины;

укрепление авторитета армии, традиционного уважения к защитникам Родины, бережное сохранение всего необходимого для укрепления безопасности и обороны.

Внешняя политика – основывается на солидарности со всеми демократическими силами, разделяющими принципы социальной справедливости, демократии, гуманизма и заинтересованными в конструктивном решении глобальных проблем.

Украина сохраняет внеблоковый статус. СПУ считает ошибочным расширение военной организации НАТО на Восток, настаивая на подготовке и проведении совещания государств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Украина участвует в создании многосторонних сил мира под патронатом ООН и ОБСЕ, поддерживает идею повышения статуса общеевропейских структур, в том числе для гарантирования мира и безопасности.

Будет обеспечиваться взаимовыгодное широкомасштабное сотрудничество Украины со всеми странами. СПУ выступает за приоритетные братские отношения с Россией, Беларусью и другими соседями, за консолидацию и защиту славянства.

СПУ отвергает политику превращения Украины в колонию, считает необходимым строить внешнеэкономические отношения на принципе взаимовыгодности, привлекая внешние инвестиции прежде всего на потребности технологического обновления собственного производства.

II. К ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ

(программа-максимум)

Демократический социализм – цель Социалистической партии Украины.

Демократический социализм – это система развивающихся общественных отношений, в которой на основе совершенствующихся форм производственного и экономического самоуправления, освобождения от эксплуатации труда обеспечивается раскрытие творческих сил людей и возрастание благосостояния народа.

С момента возникновения социалистической идеи ее представители искали пути решения главного вопроса – преодоления отчуждения трудящегося человека от собственности, управления и распределения результатов труда. Сформировались два основных подхода к достижению этой цели:

– уничтожение частной собственности на средства производства. Попытка реализации такого пути осуществлялась в годы социалистического строительства в СССР;

– усиление демократических начал в экономике и производстве, социализация производства, распределения и потребления. Этого направления придерживаются социалисты и социал-демократы многих стран.

Как показала практика, ни первое, ни второе направление в полном объеме не решают проблему отчуждения, не устраняют наемного характера труда. Решение этой проблемы СПУ видит в учете преимуществ обоих направлений и в их сочетании с увеличением использования на производствах всех форм собственности самоуправленческих начал. Благодаря развитию последних уже сейчас во многих странах неуклонно увеличивается доля общества, территориальных общностей (громад), трудовых коллективов, отдельных граждан в совладении средствами производства, имуществом, природными богатствами.

В сфере производства все больше предприятий, организаций, хозяйств принадлежат на правах сособственности своим работникам, стимулируя их заинтересованность в эффективности работы и высокой производительности труда. Обобществление средств производства не означает в этом случае их огосударствления, а создает предпосылки освобождения труда.

Двадцать первый век принесет человечеству много неожиданного. Появятся постинформационные технологии, откроются новые горизонты человеческих возможностей и мировоззренческих ориентаций, возникнут качественно новые методологии и решения, которые сегодня трудно предугадать, но которые внесут коренные изменения в образ жизни людей, характер труда, систему отношений во всех сферах жизни. Другим станет мир, иным – стиль жизни.

Не все изменения будут иметь только положительное значение. Но уже сегодня можно назвать стержневые социальные ценности, которые, развиваясь, не только не утратят свое значение, но обретут полное осуществление в перспективе – в обществе демократического социализма. Это: народовластие, социальная справедливость, свобода, права человека, солидарность, патриотизм, освобожденный труд и основанная на нем народная экономика, человек и гражданское общество, мир, гражданское согласие, экологическая безопасность. СПУ считает необходимым уже сейчас закладывать фундамент этих ценностей, бороться за их развитие.

1. Народовластие

СПУ рассматривает народовластие как суверенитет народа, его верховенство по отношению к государству, право каждого гражданина участвовать в реальном решении общезначимых вопросов общественной жизни.

Народовластие – не только наличие демократических институтов (парламента, избирательной системы, суда и т.п.), демократических процедур (выборов, референдумов и др.) или демократических функций (контроля, информирования населения и др.). Народовластие – упорядочение и использование всех этих средств народом для обеспечения собственных жизненных интересов. При народовластии законодательная, исполнительная, судебная власть – одновременно самостоятельные ветви власти и проявления разных функций единой власти народа.

СПУ понимает народовластие как гарантированное и естественное закрепление за человеком прав на жизнь, на труд, на свободу и личную неприкосновенность, на жилище, на правовую помощь и судебную защиту, на свободу мысли, слова и информации, на предпринимательскую деятельность , на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и другие конституционные права.

Народовластие в своем высшем проявлении – это власть не от имени народа, а власть самого народа. Сущностной формой народовластия является самоуправление, осуществляемое в разных формах, не только в политической, а и в экономической, производственной, территориальной и общественной сферах.

Основой народовластия является социализированная (народная) экономика, реальная сособственность на средства производства при участии людей в управлении и распределении результатов своего труда, освобождение труда от дискриминации, сковывающих действий бюрократической вертикали. Такая основа впервые в полной мере создается в условиях демократического социализма.

Для СПУ обеспечение народовластия, развития все новых его форм является постоянной и непрерывно решаемой задачей.

2. Социальная справедливость

Справедливое общество, в понимании СПУ, это общество, все возможности которого предоставляются для удовлетворения реальных потребностей каждого человека. Социальную справедливость в условиях развития демократического социализма СПУ рассматривает как сочетание социального равенства – обеспечения каждого члена общества необходимым минимумом социальной защищенности – и индивидуального различия, когда каждый имеет право личными усилиями существенно улучшать собственное благосостояние и реализовывать себя в соответствии с принципом «от каждого – по способностям, каждому – по труду».

Каждому обеспечивается право на полноценную жизнь одновременно как равноправному члену общества и как творцу своей собственной жизни. Каждый имеет равные права и возможности для удовлетворения своих потребностей, независимо от происхождения, социального и имущественного положения.

Справедливость несовместима с дискриминацией личности, предполагает компенсацию за физическое и социальное неравенство. Она не сводится к формальному равенству. Действует также принцип учета индивидуальных различий: каждый, попавший в тяжелую жизненную ситуацию, вправе рассчитывать на поддержку общества. СПУ предполагает такие возможности в соответствии с принципом единства законности и справедливости.

3. Свобода, солидарность, патриотизм

Под свободой СПУ понимает право человека на выбор и самоопределение во всех сферах жизни, ограниченное только таким же правом других людей и потому предполагающее их взаимную ответственность и согласование интересов. Источником и условием свободы является освобожденный от эксплуатации труд.

Реальная свобода – это не анархия и произвол, а обеспечиваемая обществом возможность граждан и организаций действовать в рамках этических принципов и закона в соответствии со своими целями и интересами, отсутствие принуждений, притеснений и ограничений, связывающих такую деятельность.

Свобода предполагает право критиковать нормы общественной и государственной жизни, предлагать новые и добиваться их принятия. Будучи гражданином государства, жителем региона, города, работником предприятия, членом трудового коллектива, партии, общественных организаций и движений и т.д., человек в условиях развития демократического социализма обладает правом свободного (наравне с другими гражданами) использования возможностей, предоставляемых данными структурами и общностями для реализации своих потребностей на всех уровнях социальной иерархии.

Солидарность СПУ понимает как принятие и следование принципу, в соответствии с которым свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех, как партнерские равноправные отношения в достижении общих справедливых целей. Солидарность – это сочувствие к жертвам несправедливости, взаимопомощь как условие выживания общества. Это сотрудничество на основе общих интересов со всеми демократическими силами как внутри страны, так и за ее пределами в их противостоянии антинародным режимам, а также в борьбе за права трудящихся, против любых форм их эксплуатации.

Патриотизм для СПУ – это любовь к своей стране, ее истории, культуре, народу, готовность отстоять ее независимость, труд во имя ее блага. Это социальная память, учет преемственности поколений и истории, осознание ответственности за ее развитие, необходимости трудиться во имя улучшения настоящего и будущего. Партия считает, что патриотизм несовместим с неприязнью или ненавистью к другим народам, национализмом и шовинизмом. Патриотизм – это чувство, не зависящее от политического строя, господствующего режима власти и событий, происходящих в стране. СПУ рассматривает его как одну из важнейших ценностей, позволяющих народу, стране выжить в сложных и тяжелых исторических испытаниях. Опираясь на это чувство как на прочный фундамент, СПУ действует во имя светлого будущего Украины.

4. Труд

Эксплуатация трудящихся – несправедливое, принудительное, часто юридически узаконенное, присвоение результатов их труда – это проклятье, которое в разных формах сопровождает их с эпохи рабовладения. В современном мире массовая эксплуатация работников заложена в наемной форме труда.

Изменить характер производственных отношений в направлении преодоления наемничества – ключевая задача социалистов. Именно освобождение труда от наемной формы есть признак перехода общества к социалистическому развитию.

Имеющие сегодня место в капиталистическом производстве активные тенденции, направленные на социализацию труда, повышение его мотивации и производительности, свидетельствуют, что отношения наемничества вступают в противоречие с объективными потребностями развития современного производства, подрывают устои капиталистических отношений.

Нарастание этих тенденций подтверждает потребность системы новых производственных отношений, которые реализуются в условиях демократического социализма.

Освобождение труда проходит в двух главных формах: в виде социализации (обобществления на деле) форм собственности (примером являются народные предприятия – кооперативы, арендованные трудовыми коллективами предприятия и т.д.) и социализации трудовых отношений на предприятиях всех форм собственности и во всех сферах общественной жизни.

Отношения свободного от наемной формы труда лучше всего проявляются в народных предприятиях. Они базируются на основных принципах:

равноправных партнерских отношений (по правилу «один человек – один голос»);

справедливости (весь доход, за вычетом процентов по кредитам банков, налогов и других платежей в бюджет, а также расходов на поддержание и расширение производства и других необходимых отчислений, распределяется между ними в соответствии с количеством и качеством труда каждого);

единства интересов (правило взаимоопределения индивидуальных доходов работников в единой системе пропорций);

согласованности решений (максимальное использование консенсуса при принятии общественно значимых решений – при определении системы пропорций доходов работников, при утверждении доли дохода, идущей на расширение производства, при обсуждении возможности вхождения предприятия в состав ассоциаций, корпораций, концернов и т.п);

прозрачности управленческих и финансовых операций для работников предприятия;

участия работника в совладении предприятием в той его доле, которая обеспечена трудом данного работника;

избрания или приглашения администрации и договорных отношений работников с администрацией на основе указанных выше принципов.

В целом, переход от наемного к свободному труду означает переход от найма работника администрацией или владельцем предприятия к ситуации вхождения работника в партнерские отношения с самоуправляющимся коллективом. В результате этого не только предприятие приобретает нужного ему работника, но и работник обретает возможность использовать материальные, управленческие и прочие ресурсы предприятия как для получения справедливо определяемого (при его непосредственном участии) дохода, так и для своей творческой самореализации

В общем случае, освобожденный от эксплуатации труд – это ключевой элемент системы новых производственных отношений, соответствующих высокому уровню развития производительных сил, это предоставление максимальных условий для обеспечения личной заинтересованности работника, реализации его творческого потенциала, это единство целей работника и коллектива.

5. Экономика

Экономика, базирующаяся на освобожденном труде, является народной экономикой.

Становление и развитие народной экономики предполагает развитие и численное увеличение предприятий, свободных от наемной эксплуатации, – народных предприятий. Ими могут быть предприятия разных форм собственности, если они работают на принципах самоуправления, свободного от эксплуатации труда.

Преимущества народных предприятий над другими типами предприятий состоит прежде всего в том, что их активной движущей силой становятся интересы всех работников, обусловленные справедливым распределением дохода между членами трудового коллектива, участием их в этом распределении и в управлении коллективистскими началами в организации производства, духовной общностью людей.

В единстве с государственными предприятиями народные предприятия являются фундаментом экономической системы общества демократического социализма. Кроме них данная система включает также предприятия частной собственности, являющиеся ее полноценным и равноправным компонентом. Оптимизация структуры экономики будет определяться в конкурентной борьбе с учетом уровня эффективности производства.

Налаживание народной экономики предполагает сознательные и целенаправленные действия со стороны государства. Организационное оформление системы народной экономики производится:

– передачей собственности на средства производства фактически и юридически трудящимся;

– стимулированием создания народных предприятий,

– созданием условий для развития отношений самоуправления в трудовых коллективах;

– оказанием государственного содействия всестороннему развитию личности работников, органичному включению их творческого потенциала в трудовой процесс;

– обеспечением свободы деятельности народных предприятий без вмешательства в их производственные дела государства;

– созданием условий для эффективного действия рыночно-конкурентных и договорных механизмов между предприятиями;

– осуществлением на основе анализа балансов регулирующей функции государства в экономической сфере;

– использованием, как правило, экономических методов государственного воздействия на производственные процессы (за исключением чрезвычайных ситуаций и отдельных специализированных видов производств).

Народная экономика предусматривает создание стабильной и высокоэффективной системы экономических и моральных стимулов к труду на всех уровнях экономической иерархии, рационально соединяя индивидуальные, коллективные и общественные интересы.

6. Человек и гражданское общество

Условия демократического социализма предполагают значительное усиление роли общественной, экономической, культурно-духовной и иной неполитической активности людей – развитие гражданского общества.

Гражданское общество – сфера индивидуальных интересов граждан, связанная с негосударственными отношениями, свободной самореализацией индивидов, ассоциаций и организаций, которые добровольно сформировались и защищены законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти.

Гражданское общество – своеобразный противовес государству. В гражданском обществе гарантируется равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, утверждается на деле приоритет прав человека. Государство и гражданин связаны взаимной ответственностью за верховенство демократически принятых законов, за судьбу страны. Человек защищен от превышения государством своих полномочий, имеет место регулирование целесообразного количества властных структур и содержание их деятельности.

В гражданском обществе государство используется как средство обеспечения полного самовыражения личности. Из силы, стоящей над обществом, государство становится его координирующим, обслуживающим органом. Каждому гарантируется свобода выбора своей деятельности. Государство помогает гражданам, предприятиям и объединениям справляться с быстрыми переменами в обществе, борется с преступностью, оставляет за собой решение таких задач, как обеспечение политики инноваций и инвестиций, организации кредитования, развитие системы обучения кадров, доступа работников к необходимой производственной, экономической и иной информации.

Народ через свой высший представительный орган определяет стратегию общественного развития, а государство отвечает за решение общенациональных задач, определение приоритетных направлений экономики и концентрирует на них соответствующие средства путем создания государственных, муниципальных и иных инвестиционных фондов. Оно отвечает также за обоснованность специальных налогов, льгот, инвестиций, следит за оптимальным сочетанием микроэкономической подвижности и макроэкономической стабильности.

В условиях гражданского общества важная роль отводится увеличению количества свободного времени, которое каждый может посвятить семье, образованию, созданию и усвоению культурных ценностей, общественной деятельности, участию в управлении делами общества, развитию личности.

7. Мир и гражданское согласие

Мир – не только отсутствие войны. Это решение социальных и других проблем ненасильственными методами. СПУ исходит из того, что в большинстве случаев наиболее эффективный способ решения противоречий лежит не на пути побед и поражений, связанных с уничтожением соперника, а в поиске решений, учитывающих интересы каждой стороны.

СПУ рассматривает мир не как хрупкое временное равновесие между периодами конфликтов, а как стабильное сохранение социальной целостности, как непременное условие согласования отдельных интересов с целью обеспечения устойчивого развития общества и отдельных его членов.

Устойчивый мир предполагает гражданское согласие – деятельность граждан, основанную на согласовании взглядов и ориентаций, которая несовместима с унижением человеческого достоинства, созданием атмосферы ненависти и мести. Гражданское согласие есть результат сложного компромисса интересов многочисленных субъектов общества. Поиск путей обеспечения гражданского согласия в Украине и его практическое осуществление СПУ рассматривает как свою важную задачу.

8. Экологическая политика

Экологическая политика нацелена на обеспечение необходимых природоохранных мероприятий и экологической безопасности. После такой глобальной экологической катастрофы, как Чернобыль, экологическая безопасность тем более стала неотъемлемой ценностью жизни обществ и органически связана с системой ценностей демократического социализма. В Украине экологическая ситуация трансформируется в чрезвычайную социальную проблему. Ее разрешение должно занять важное место в деятельности государства, всех структур общества.

Экологическая безопасность не признает государственных и политических границ. Ее обеспечение требует капиталовложений в собственной стране и эффективного сотрудничества с другими странами в соответствии с общим принципом: «Поступай так, чтобы твои действия были в согласии с полноценным продолжением человеческой жизни на Земле».

СПУ считает, что в народном хозяйстве экологическая политика должна стать неотъемлемой частью экономической и научно-технической политики. Ее главная ориентация – экономика стабильного развития, при которой производственная деятельность не разрушает среду обитания. В промышленности – это всемерное внедрение малоотходных технологий, разработка и внедрение экологически безопасных источников и способов получения энергии. В сельском хозяйстве – переориентация земледелия на адаптивные системы – дальнейшая индустриализация с использованием достижений генной инженерии и полной утилизацией отходов. В строительстве и коммунальном хозяйстве – экологическая особенность территории должна стать ведущим градообразующим фактором.

СПУ выступает за сохранение и увеличение ландшафтного и биологического разнообразия в Украине, за ограничение и дальнейшее запрещение обслуживания иностранного капитала вредными производствами, размещенными на территории Украины. Ландшафты и природные ресурсы не могут быть товаром, а идеология «рыночного регулирования» в сфере природопользования не имеет перспективы.

Важную роль должны играть неправительственные, общественные организации, заинтересованные группы граждан в рассмотрении, экспертизе и контроле за реализацией проектов, осуществление которых может негативно повлиять на окружающую среду. Экологическое воспитание рассматривается как один из важнейших приоритетов экологической политики.

 ms0026.gif (355 bytes)   spudp@Softhome.net

Cоциалистическая партия Украины

        

Rated by PING TopList  
Hosted by uCoz